Яндекс методично закручивает гайки
  • 01/03/2018

Яндекс методично закручивает гайки

Уже стало традицией, что в последнем выпуске рассылки уходящего года я подвожу итоги основных событий, повлиявших на отечественную SEO-индустрию. И на мой взгляд, 2017-й год оказался на подобные события гораздо более богат, нежели достаточно спокойный 2016-й.

Основным ньюсмейкером в 2017-м году, несомненно, оказался главный отечественный поисковик – Яндекс.

Начался 2017-й год с довольно неприятного для SEO-аналитиков события – в январе Яндекс объявил о прекращении поддержки целого ряда операторов языка запросов. Некоторые из этих операторов активно использовались SEO-аналитиками для решения весьма полезных исследовательских и прикладных задач, например, таких как поиск по анкор-файлу или определение аффилиатов. Слова яндексоидов оказались не пустым звуком, и в течение некоторого времени операторы, которым было официально отказано в поддержке, полностью или частично потеряли свою работоспособность. То же самое произошло и со многими из так называемых «недокументированных операторов», т.е. тех, которые когда-либо упоминались в официальной документации, но со временем исчезли из неё, сохранив при этом свою работоспособность. Да к тому же еще и некоторые из тех немногих из операторов, что сохранили прописку в документации, либо изменили логику своей работы, либо работают нестабильно. Всё это заставляет искать альтернативные методы решения целого ряда аналитических задач, и, к сожалению, не для всех из них это удается сделать в полной мере.

Но отмена операторов была только началом очередного наступления Яндекса на позиции отечественной SEO-индустрии. Буквально через пару месяцев произошло, пожалуй, самое громкое событие года – в марте Яндекс представил новый алгоритм под названием «Баден-Баден», призванный бороться с переоптимизированными текстами. При этом было объявлено, что «он является частью общего алгоритма ранжирования». Таким образом, и в Яндексе, вслед за Google, проявляется тенденция перетекания антиспама в основное ядро алгоритма. «Баден-Баден» затронул, в основном, коммерческие сайты, которые явно злоупотребляли так называемыми SEO-текстами – густо сдобренными ключевиками «портянками», как правило, расположенными где-то между листингом товаров и «подвалом» страницы. Яндекс явно дал понять, что собственно представление продукции для алгоритма коммерческого ранжирования гораздо важнее, нежели некая информационная составляющая, практически бесполезная для пользователя в процессе выбора товара. Таким образом оказался забит еще один гвоздь в крышку гроба манипулятивного подхода к SEO, подразумевающего не развитие и улучшение качества сайта, а прямую накрутку определенных факторов ранжирования, в данном случае – текстовых. Времена, когда в топ можно было протолкнуть сайт практически любого качества с помощью манипулятивных техник, как правило, тем или иным образом автоматизированных, всё отчётливей становятся историей.

В июле Яндекс объявил о разработке нового метода машинного обучения, получившего название CatBoost и призванного заменить знаменитый MatrixNet. Вслед за этим, в августе, был запущен новый алгоритм ранжирования «Королёв», который уже, судя по всему, использует новый метод машинного обучения. Несмотря на тревожные ожидания (а запуск нового алгоритма был заранее анонсирован вопреки традициям Яндекса не сообщать о своих планах), это событие по факту оказалось мало значимым для SEO‑сообщества, так как «Королёв» (являясь продолжением «Палеха») имеет целью улучшить ранжирование по лежащему вне сферы традиционных сеошных интересов длинному хвосту микрочастотных многословных запросов на естественном языке, с которым у Яндекса на протяжении долгого времени были определенные проблемы.

Достаточно много шума в SEO-сообществе наделало введение Яндексом четвертого места в рекламном блоке спецразмещения, анонсированное в июне, а также замеченное в октябре появление рекламных объявлений в середине страницы поисковой выдачи. Многие специалисты отмечают, что эти нововведения отрицательно повлияли на объем трафика, получаемого сайтами с тех же самых мест в органической выдаче, то есть, налицо пресловутая каннибализация органических кликов Директом.

И, наконец, завершило год декабрьское объявление Яндекса о начале процесса закрытия Яндекс.Каталога. SEO-сообщество увидело в этом шаге, в первую очередь, угрозу отмены тИЦ – «пузомерки», традиционно используемой как основа ценообразования в процессе купли-продажи SEO-ссылок. Покупатели ссылок опасались за последующие за этим затруднения в оценке качества ссылок, ведь тИЦ является по сути единственной «пузомеркой», имеющей хоть какое-то отношение к Яндексу, в отличие от рисуемых вилами на воде различными сервисами «трастов». Продавцы – очередного снижения доходов от «ссылочных доноров» с заботливо выращиваемым годами тИЦем. Однако сотрудники Яндекса поспешили уверить в том, что заморозка сервиса Яндекс.Каталог никак не отразится на тИЦ.

Кстати, что касается собственно самой индустрии ссылкоторговли, то после введения «Минусинска» она медленно, но верно угасает. Конечно, сеошники еще продолжают покупать ссылки, но уже в гораздо меньших количествах и скорее по инерции. Характерным звоночком явилось выставление на продажу на одной из бирж сайтов довольно известного в сеошных кругах сервиса, который как раз занимается вот уже не один год «измерением» (вернее, рисованием вилами на воде) мифического «траста», используемого для оценки ссылочных доноров. Как известно, курицу, несущую золотые яйца, не режут. Любопытно, что на том аукционе не было сделано ни одной ставки по данному лоту.

С другой стороны, в 2017 году Яндекс откровенно порадовал и некоторыми положительными движениями в сторону вебмастеров и SEO-специалистов. В том числе и значительным расширением функционала сервиса Яндекс.Вебмастер. В нём появились новые полезные инструменты, такие как, например, расширенные настройки фильтров, позволяющие использовать регулярные выражения, или инструмент «Тренды», позволяющий сравнить динамику развития вашего сайта относительно схожих сайтов; a также новые отчеты, такие как раздельная статистика по десктопам и мобильным устройствам или весьма информативный подраздел «Исключенные страницы» раздела «Страницы в поиске», благодаря которому можно наглядно увидеть, какие страницы сайта и по какой причине были сочтены алгоритмами Яндекса недостойными попадания в поисковый индекс.

Также Яндекс провел серию вебинаров под названием «Поисковая оптимизация сайта: вопросы и ответы» и уже седьмую по счету конференцию «Вебмастерская» с привлечением в качестве спикеров некоторых SEO-специалистов. В общем, сотрудники Яндекса прилагают немало усилий, чтоб донести до SEO-специалистов, каким должно быть правильное SEO с их точки зрения.

Что же касается Google, то он в уходящем году предоставил гораздо меньше интересных для отечественного SEO-сообщества информационных поводов. Можно вспомнить, пожалуй, заявление сотрудника Google Гэри Илша (Gary Illyes), на конференции SMX Advanced, что покупка ссылок равносильна швырянию денег из окна. Судя по всему, Гэри при этом не имел при этом в виду второстепенные для Google национальные рынки поиска типа российского. Ибо на нём покупные ссылки явно сохраняют своё влияние на выдачу. Ну, и еще, пожалуй, заслуживает внимания другое заявление того же Гэри Илша, что Google пока не намерен увеличивать вес использующих протокол HTTPS страниц в ранжировании. И это, несмотря на то, что на протяжении всего года Google рассылал вебмастерам письма с предупреждением, что в очередной версии браузера Chrome определенные страницы сайтов (например, собирающие данные о паролях и кредитных картах или содержащие текстовые формы) будут помечаться, как небезопасные, а в будущем такая пометка появится для любых страниц, не использующих протокол HTTPS.

Что же касается общих тенденций в отечественном SEO, то устойчиво сохраняется заданный в предыдущие годы тренд на развитие «сервисов ради сервисов», сопровождаемый постоянным информационным шумом, значительно преувеличивающим значимость предлагаемых данными сервисами услуг в деле поискового продвижения сайтов и серьезно искажающим профессиональное инфополе. Самые ловкие сеошники давно поняли, что продавать золотоискателям лопаты гораздо выгоднее, чем искать золото. Тем более что вера самих «золотоискателей» в наличие волшебной «лопаты», сиречь кнопки «в топ», нисколько не уменьшается.

Первоисточник: searchengines.ru/seo-itogi-2017.html

Возврат к списку